Как iPhone построил в Китае целый город

Рассказываем, как за семь лет вокруг завода по производству электроники вырос целый город.
Рассказываем, как за семь лет вокруг завода по производству электроники вырос целый город.

Фермер Чжан Хайлин вспоминает тот день в 2010 году, когда он заметил вертолеты над кукурузными и пшеничными полями. Машины сбрасывали в определенных местах большие шары — указатели для земляных работ.

«Три дня спустя здесь были сотни бульдозеров», — говорит он.

На Китай наступал iPhone. Вскоре на окраине Чжэнчжоу вырос новый промышленный город, который местные жители окрестили iPhone-сити.

Всего за несколько месяцев рабочие возвели бежевые короба заводских корпусов, протянули линии электропередач, и к воротам фабрики Foxconn Technology Group — компании, которая собирает почти все смартфоны Apple, — потянулись автобусы, полные рабочих.

Год спустя глава Foxconn миллиардер Терри Гоу заявил, что в заводском комплексе трудятся 100 тыс. рабочих. Сегодня на фабрике Foxconn работает около 250 тыс. человек — чуть меньше, чем население Мытищ.

AP Photo/Kin Cheung

По оцен­кам ана­ли­ти­ков, Foxconn, офи­ци­аль­но из­вест­ная как Hon Hai Precision Industry Co., еже­год­но со­би­ра­ет 150 млн iPhone, а также 20 млн iPad и дру­гих элек­трон­ных устройств. Foxconn утвер­жда­ет, что в ком­па­нии ра­бо­та­ет 1 млн че­ло­век по всему Китаю и в дру­гих ме­стах, вклю­чая южный Шэ­нь­чж­э­нь, где ком­па­ния в усло­ви­ях пол­ной сек­рет­но­сти на­ча­ла про­из­вод­ство пер­во­го iPhone.

Apple охот­но пе­ре­но­сит про­из­вод­ство в ки­тай­ские го­ро­да, и успех iPhone стал одним из клю­че­вых фак­то­ров, по­ме­стив­ших Китай в центр гло­баль­ной це­поч­ки по­ста­вок элек­тро­ни­ки.

Пекин под­дер­жал раз­ви­тие вы­со­ко­тех­но­ло­гич­но­го про­из­вод­ства в ре­ги­оне — ки­тай­ские ли­де­ры хо­те­ли, чтобы их фаб­ри­ки за­ни­ма­лись чем-то более до­ход­ным, чем из­го­тов­ле­ние пла­сти­ко­вых иг­ру­шек и одеж­ды.

Пе­ре­ме­ны за­тро­ну­ли жизнь мил­ли­о­нов ки­тай­цев — мно­гие из них на­ко­нец по­лу­чи­ли до­стой­ную ра­бо­ту, но иные жа­ло­ва­лись на мо­но­тон­ный труд, жест­кие пра­ви­ла и стес­нен­ные жи­лищ­ные усло­вия.

Гло­баль­ный успех iPhone при­вел к тому, что Apple уси­ли­ла кон­троль над по­став­щи­ка­ми. Ком­па­ния за­яви­ла, что вни­ма­тель­но сле­дит, чтобы Foxconn и дру­гие под­ряд­чи­ки сле­до­ва­ли «самым стро­гим стан­дар­там в от­рас­ли». Apple про­ве­ла для 12 млн ра­бот­ни­ков ин­струк­таж об их пра­вах, огра­ни­чи­ла ра­бо­чую неде­лю 48 ча­са­ми и ре­гу­ляр­но устра­и­ва­ет тре­нин­ги и курсы по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции. Ком­па­ния за­яви­ла:

«Мы сле­дим, чтобы наши по­став­щи­ки со­блю­да­ли стан­дар­ты, ко­то­рых при­дер­жи­ва­ем­ся мы сами: они долж­ны от­но­сить­ся ко всем с до­сто­ин­ством и ува­же­ни­ем».

Apple утвер­жда­ет, что за­ра­бот­ная плата и усло­вия труда у ее по­став­щи­ков за по­след­ние пять лет зна­чи­тель­но улуч­ши­лись. Пе­ре­езд в Чж­эн­чжоу в 2010 году по­сле­до­вал за се­ри­ей са­мо­убийств на дру­гом объ­ек­те Foxconn в Шэ­нь­чж­эне, у по­бе­ре­жья, где за­ра­бот­ная плата была выше.

AP/Kin Cheung

В ответ на во­про­сы The Wall Street Journal Foxconn за­яви­ла, что за вы­бо­ром Чж­эн­чжоу сто­я­ли мно­гие фак­то­ры, в том числе бли­зость к род­ным го­ро­дам ра­бо­чих и под­хо­дя­щая ин­фра­струк­ту­ра и транс­порт:

«Вла­сти Чж­эн­чжоу под­дер­жи­ва­ют биз­нес, а цен­траль­ное пра­ви­тель­ство про­дол­жа­ет ин­ве­сти­ции в со­зда­ние мощ­ной про­из­вод­ствен­ной ин­фра­струк­ту­ры, и это де­ла­ет про­вин­цию Хэнань при­вле­ка­тель­ным ме­стом для нашей де­я­тель­но­сти».

iPhone-си­ти стро­ит­ся глав­ным об­ра­зом во­круг од­но­го гра­до­об­ра­зу­ю­ще­го пред­при­я­тия, и бла­го­со­сто­я­ние го­ро­да во мно­гом за­ви­сит от его успе­ха. В Чж­эн­чжоу вы­рос­ли тор­го­вые цен­тры, ре­сто­ра­ны и ка­ра­оке — за­ча­стую от­кры­тые быв­ши­ми ра­бот­ни­ка­ми Foxconn. Го­су­дар­ствен­ная ста­ти­сти­ка по­ка­зы­ва­ет, что экс­порт элек­тро­ни­ки из Хэна­ни, бед­ной про­вин­ции с на­се­ле­ни­ем в 94 млн че­ло­век, под­ско­чил в несколь­ко раз.

Ки­тай­ские чи­нов­ни­ки встре­ти­ли iPhone с рас­про­стер­ты­ми объ­я­ти­я­ми: ли­де­ры ком­пар­тии на на­ци­о­наль­ном уровне объ­яви­ли округ Чж­эн­чжоу спе­ци­аль­ной тор­го­вой зоной, а про­вин­ция бро­си­ла все свои ре­сур­сы на стро­и­тель­ство и за­се­ле­ние бу­ду­ще­го iPhone-си­ти.

Про­шлой осе­нью, когда пол­ным ходом шла под­го­тов­ка к вы­хо­ду iPhone 7 и Foxconn не хва­та­ло рук, го­су­дар­ствен­ные уголь­ные ком­па­нии предо­ста­ви­ли ей своих ра­бот­ни­ков. Но даже до этого вла­сти про­вин­ции несколь­ко раз от­прав­ля­ли му­ни­ци­па­ли­те­там квоты, ука­зы­ва­ю­щие, сколь­ко ра­бо­чих они долж­ны по­ста­вить Foxconn.

Этой осе­нью Apple долж­на вы­пу­стить сле­ду­ю­щую мо­дель iPhone, и ре­кру­те­ры Foxconn уже на­ча­ли хо­дить по де­рев­ням в по­ис­ках ра­бо­чей силы:

«Пра­ви­тель­ство ока­зы­ва­ет нам по­мощь в на­бо­ре пер­со­на­ла, но все рас­хо­ды, свя­зан­ные с най­мом и обу­че­ни­ем новых ра­бот­ни­ков, по­кры­ва­ют­ся Foxconn».

В по­след­ний день июня ме­не­джер ин­струк­ти­ру­ет но­во­при­быв­ших ра­бо­чих у ворот фаб­ри­ки:

«Мы на­би­ра­ем слив­ки об­ще­ства. Вы долж­ны быть оп­ти­ми­стич­ны, ваша ра­бо­та — при­леж­ной».

Ра­бо­чие Foxconn за­ра­ба­ты­ва­ют от 1900 юаней (16,5 тыс. руб­лей) в спо­кой­ные ме­ся­цы до 4000 юаней (35 тыс. руб­лей) и боль­ше, когда про­из­вод­ство рас­тет. Это не так много, но зна­чи­тель­но боль­ше, чем мно­гие из них могли бы по­лу­чать в де­ревне. Боль­шин­ство ра­бо­чих не может поз­во­лить себе iPhone — они по­ку­па­ют более де­ше­вые ки­тай­ские смарт­фо­ны.

Юань Янь­лин, 28 лет, го­во­рит, что при­хо­ди­ла ра­бо­тать на сбор­ке iPhone три­жды, и каж­дый раз уволь­ня­лась, как толь­ко на­хо­ди­ла более при­вле­ка­тель­ную аль­тер­на­ти­ву. В но­яб­ре про­шло­го года она сме­ни­ла уни­фор­му Foxconn на пла­тье и каб­лу­ки и на­ча­ла про­да­вать кос­ме­ти­ку в со­сед­нем тор­го­вом цен­тре.

«Почти все наши кли­ен­ты — ра­бот­ни­ки Foxconn», — го­во­рит Юань, ко­то­рая живет вме­сте с мужем (он тоже ра­бо­та­ет в Foxconn) и двумя детьми в арен­до­ван­ной од­но­ком­нат­ной квар­ти­ре.

Неко­то­рые из их со­се­дей по жи­ло­му ком­плек­су не так до­воль­ны жиз­нью. Мно­гие из тех, кому при­ш­лось пе­ре­ехать из-за стро­и­тель­ства фаб­рик, жа­лу­ют­ся на слиш­ком низ­кую ком­пен­са­цию. Вла­сти Чж­эн­чжоу утвер­жда­ют, что ком­пен­са­ция ос­но­вы­ва­ет­ся на на­ци­о­наль­ных стан­дар­тах.

В 2013 году мест­ный фер­мер, Сяо Малай, опол­чил­ся на чи­нов­ни­ков мест­но­го пра­ви­тель­ства, про­те­стуя про­тив раз­ру­ше­ния сво­е­го дома. Со­глас­но су­деб­ным до­ку­мен­там, один из чи­нов­ни­ков за­пла­тил ра­бот­ни­ку про­мыш­лен­но­го парка и дру­гим жи­те­лям де­рев­ни за то, чтобы они по­би­ли фер­ме­ра. Сяо скон­чал­ся, а чи­нов­ни­ка, ра­бот­ни­ка парка и еще несколь­ко че­ло­век от­пра­ви­ли за ре­шет­ку.

«Мы ни­че­го не знали о тра­ги­че­ской смер­ти Сяо Малая или об­сто­я­тель­ствах его смер­ти», — ска­зал пред­ста­ви­тель Apple.

Дру­гие мест­ные фер­ме­ры го­во­рят, что ком­пен­са­ция, вы­пла­чен­ная им за землю, ока­за­лась боль­ше, чем они могли бы за­ра­бо­тать на пше­ни­це и ку­ку­ру­зе за всю жизнь. Чжан Хай­лин, ко­то­рый пом­нит, как в 2010 году с вер­то­ле­тов на­ча­ли па­дать шары, ис­поль­зо­вал часть своих вы­плат, чтобы ку­пить две квар­ти­ры. Он го­во­рит, что даже убор­щи­ком он за­ра­ба­ты­вал боль­ше, чем на ферме. Его жена и сын тоже ра­бо­та­ют в Foxconn.

Тем не менее в Чж­эн­чжоу чув­ству­ет­ся бес­по­кой­ство по по­во­ду того, как долго Foxconn или Apple будут нуж­дать­ся в iPhone-си­ти. Про­да­жи iPhone в про­шлом году сни­зи­лись впер­вые с мо­мен­та его де­бю­та в 2007-м, и пре­мьер Гос­со­ве­та Ли Кэцян лично по­ин­те­ре­со­вал­ся у Гоу, не упа­дет ли про­из­вод­ство смарт­фо­нов в этом году.

Foxconn за­яви­ла, что при­об­ре­ла 80% зда­ний, ко­то­рые ис­поль­зу­ет в Чж­эн­чжоу, арен­ду­ет остав­шу­ю­ся часть и будет про­дол­жать ин­ве­сти­ро­вать в раз­ви­тие го­ро­да. Несмот­ря ни на что, ки­тай­ские чи­нов­ни­ки счи­та­ют фаб­ри­ку iPhone до­стой­ным вло­же­ни­ем, го­во­рит Ши Пу, про­фес­сор эко­но­ми­ки из про­вин­ции Хэнань:

«Foxconn по­мог­ла обу­чить сотни тысяч мест­ных ра­бо­чих. Те­перь они могут ис­поль­зо­вать эти на­вы­ки для пе­ре­хо­да на дру­гие ра­бо­чие места».

Похожие публикации